Тариф ОСАГО при либерализации может снизиться в благополучных регионах —  РСА

0
10

Стоимость полиса ОСАГО в результате планируемой Центробанком и Минфином реформы по либерализации тарифов «автогражданки» может снизиться в благополучных регионах. Об этом заявил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов в ходе пресс-конференции «Последствия либерализации ОСАГО для Ростовской области. Ситуация с мошенничеством в регионе» в Ростове-на-Дону.

По его словам, сейчас страховщики разделяют регионы на благополучные и проблемные с точки зрения убыточности ОСАГО на основании ряда факторов: частоты страховых случаев, средней выплаты, соотношения судебных и несудебных возмещений, уровня выплат с учетом расходов на ведение дела (РВД). «Например, в традиционно проблемном Южном федеральном округе самым убыточным регионом для страховщиков является Адыгея — уровень выплат по ОСАГО с учетом РВД там составляет 179%. Это означает, что на каждый полученный в этом регионе рубль за продажу полисов ОСАГО страховщики выплачивают 1 рубль 79 копеек, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 82%», — привел пример Ефремов. Также, по данным РСА за 9 месяцев 2018 года, проблемными для страховщиков в ЮФО являются Краснодарский край (уровень выплат 134%), Волгоградская и Ростовская области (128 и 123% соответственно).

«Но это не значит, что для всех жителей этих регионов в результате либерализации тарифа ОСАГО цены обязательно вырастут», — заверил Ефремов. Повышение цен, скорее всего, коснется лишь аварийных, опасных водителей.

«Либерализация направлена не на то, чтобы поднять цены в каком-то определенном регионе, а на то, чтобы страховщики имели возможность более точно устанавливать тариф на ОСАГО, опираясь на расширенный ряд факторов. Да, есть регионы, где убыточность достаточно высокая, например, Ростовская область, а есть регионы, где основная масса водителей ездит аккуратно. Также в убыточных регионах есть аккуратные и аварийные водители. Нужно понять, кто эти люди, которые приносят страховщикам убытки: они влияют на весь регион», — сказал Ефремов.

Также заместитель исполнительного директора РСА пояснил, что сегодня проблемными сегментами для страховщиков являются молодые водители с небольшим стажем, которые часто попадают в ДТП, и такси. Они приносят колоссальные убытки — это проблема страховых рынков во всем мире. «Наверно, страховщики будут для этих категорий поднимать цены. Но речь идет не об ущемлении чьих-либо прав, а о том, что тариф на ОСАГО должен быть справедливым. Каждый должен платить только за собственные ошибки», — сказал Ефремов.

По разным оценкам, сегодня 80–85% водителей не становятся виновниками ДТП. Они ездят аккуратно и являются желанными клиентами для страховщиков. Примерно 15–20% водителей — сверхаварийные, и именно ­­их может затронуть повышение тарифа. Но при этом, по словам заместителя председателя ЦБ РФ Владимира Чистюхина, рост средней стоимости полисов ОСАГО, если он и будет, в результате расширения тарифного коридора вряд ли превысит 1,5%. ЦБ предлагает установить рамки базового тарифа в диапазоне 2746–4942 руб. вместо нынешних 3432–4118 руб.

Сергей Ефремов напомнил, что уже сейчас, без всякого расширения коридора, средняя цена ОСАГО снижается: за январь — сентябрь 2018 года она стала меньше на 1,4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 5868 руб. А в 2016 году средняя премия доходила и до 6500 руб. «Это происходит потому, что даже в таких жестких условиях, когда накладные расходы страховщиков по судам превышают сумму основного требования, на рынке ОСАГО существует рыночная конкуренция с борьбой за клиента. Либерализация ОСАГО ее усилит», — заключил Сергей Ефремов.