К 2021 году сборы страховщиков в расчете на каждого россиянина вырастут в 1,6 раза, до 14 тыс. руб. в год (против нынешнего уровня в 8,7 тыс. руб.), следует из стратегии развития страховой отрасли РФ, подготовленной Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) при участии рейтингового агентства RAEX (“РАЭКС-Аналитика”).
Согласно стратегии, объем страхового рынка за этот период вырастет на 57,4% и достигнет 2 трлн руб. (против 1,27 трлн руб. по итогам 2017 года). При этом доля онлайн-продаж полисов вырастет за три года в 7,2 раза и составит 18% (в 2017 году она составила 2,5%).
Президент ВСС Игорь Юргенс пояснил, что использование онлайн-канала продаж снижает издержки страховщиков до 50%, что позволяет сделать электронное страхование более доступным.
Игорь Юргенс отметил, что сейчас и граждане, и компании страхуются неохотно. Так, доля страхового сектора в ВВП страны за 2017 год составила 1,4%, в то время, как в европейских странах этот показатель достигает 8%. У мировых лидеров по этому показателю – Тайвани, Каймановых островов и Гонконга – он составляет 21,3%, 19,6% и 17,9% соответственно. В России доля страхования в ВВП остается низкой, – в частности, из-за недоверия людей к финансовым организациям и отсутствия экономических стимулов, а также по причине несовершенства законодательного регулирования, подчеркнул Игорь Юргенс. По мнению главы союза, ситуация постепенно улучшается, однако все еще требует применения стимулирующих мер.
В стратегии ВСС обозначил ключевые направления дальнейшего развития российского страхового сектора. В первую очередь, документ предполагает расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, реализацию потенциала страхования жизни, повышение доверия россиян к страховщикам, борьбу со страховым мошенничеством, снижение регуляторной нагрузки, совершенствование системы ОСАГО и реформирование ОМС. В частности, ВСС рассчитывает на законодательные изменения, которые допустят в онлайн-страхование посредников, в том числе сайты-агрегаторы и маркетплейсы. Однако Игорь Юргенс подчеркивает, что к онлайн-посредничеству необходимо отнестись с осторожностью. В частности, сейчас существует ряд мошеннических сайтов, предлагающих посредничество в продаже страховых услуг (при том, что онлайн-посредничество на данный момент законодательно запрещено).
Эксперт проекта “Страхование: Общественная экспертиза” Игорь Моржаретто подчеркнул, что успешная борьба с мошенничеством – один из основных факторов развития страхового рынка. “Мошенничество является одной из главных причин низкого доверия россиян к страховым компаниям. Люди наслышаны о ситуациях, когда мнимые страховые агенты продавали фальшивые бланки полисов, а потом бесследно исчезали. С развитием онлайн-страхования ситуация, увы, усугубилась. Несмотря на активную борьбу правоохранительных органов с мошенниками, как только удается заблокировать один сайт, они создают новые онлайн-ресурсы с фальшивыми полисами”, – объясняет эксперт.
По словам Игоря Моржаретто, в борьбе с мошенничеством особую роль играет тесное взаимодействие страховщиков с правоохранительными органами. «Например, в Челябинске недавно была успешно протестирована практика закрепления сотрудников силовых структур за страховыми компаниями для обмена информацией по страховому мошенничеству. Когда налажен контакт между страховщиком и правоохранительными органами, это позволяет ускорить процесс сбора доказательств и пресечения деятельности мошенника. Кроме того, недавно сотрудники следственных органов начали практиковать совместные расследования со службами безопасности страховых компаний, что показало отличные результаты. Также страховщики планируют создать институт страховых детективов, которые будут расследовать сомнительные страховые случаи совместно с правоохранителями», – комментирует Игорь Моржаретто. Кроме того, Всероссийский союз страховщиков в ближайшее время разработает стандарт по выявлению рисков страхового мошенничества, которым будут пользоваться страховые компании.